Право законодательной инициативы принадлежит

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению.

Поскольку законодательный орган не должен, да и не может рассматривать в качестве законопроектов предложения о совершенствовании законодательства, поступающие от любых лиц, Конституция, опираясь на имеющуюся практику, четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделенных этим правом.

Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов. Это прежде всего Президент Российской Федерации. Являясь главой государства, Президент призван обеспечивать функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти, и в этой связи он должен располагать реальной возможностью участия в законодательной деятельности.

Конституция предоставляет право законодательной инициативы депутатам Государственной Думы, Совету Федерации и его членам. Использование депутатами права законодательной инициативы позволяет реализовать как их собственные идеи по вопросам государственной значимости, так и предложения избирателей.

Предоставление законодательной инициативы Правительству обусловлено тем, что оно организует всю исполнительную деятельность в стране и лучше других осведомлено о процессах и переменах, происходящих в жизни общества и требующих законодательного урегулирования.

В числе субъектов законодательной инициативы названы законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Этого требует федеративное устройство нашего государства, которое предполагает активное участие в управлении страной всех ее территориальных образований.

Право законодательной инициативы предоставлено и федеральным судебным органам — Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Эти органы в ходе своей деятельности обязаны контролировать действие применяемых законов, выявлять их недостатки, определять пути их улучшения и на этой основе вносить предложения по совершенствованию законодательства.

Возможна совместная законодательная инициатива субъектов. Особое значение она приобретает для субъектов Российской Федерации в связи с наметившимися принципиально новыми подходами их участия в федеральном законотворчестве. Не исключается совместное осуществление законодательной инициативы и другими ее субъектами.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует весьма продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения. Например, разработка законопроектов, вносимых Правительством России, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.

Согласно ч.2 ст.104 законопроекты вносятся в Государственную Думу, поскольку Конституция именно к компетенции этой палаты отнесла принятие федеральных законов. Функции другой палаты — Совета Федерации — состоят в последующем рассмотрении принятых Государственной Думой законов, их одобрении или неодобрении.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы должен сопровождаться: необходимыми обоснованиями, включая финансово-экономическое, когда его реализация требует дополнительных материальных затрат; перечнем нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона, и другими документами. Если законопроект отвечает всем предъявляемым к его оформлению требованиям, он регистрируется и Советом Государственной Думы передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов, согласно их предметной компетенции. Обеспечивается заблаговременная рассылка законопроекта депутатам Государственной Думы. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

Для законопроектов о федеральных налогах и по некоторым другим финансовым вопросам предусмотрен особый порядок их внесения в Государственную Думу. При наличии заключения Правительства Российской Федерации в Государственную Думу вносятся законопроекты:

— о введении или отмене налогов (см. комментарий к ст.57 Конституции), освобождении от их уплаты;

— о выпуске государственных займов. Займы размещаются на добровольной основе с целью сбалансирования доходов и расходов федерального бюджета. Облигации государственного займа являются формой долгового обязательства Российской Федерации;

- об изменении финансовых обязательств государства. Это долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации. К ним, в частности, относятся кредиты, полученные Правительством, а также долговременные обязательства бывшего Союза ССР в части, принятой на себя Россией. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации;

— другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, например проекты законов о безвозмездном финансировании расходов на различные цели, об установлении каких-либо льгот гражданам, предприятиям и организациям, влекущих покрытие их за счет федерального бюджета, и др.

Заключение Правительства требуется, чтобы обеспечить сбалансированность доходов и расходов бюджета. Статьей 114 Конституции Российской Федерации на Правительство России возложено обеспечение исполнения федерального бюджета.

Законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного регулирования, денежной эмиссии и некоторым другим вопросам подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст.106 Конституции).

Кому в РФ принадлежит право законодательной инициативы

Любое государство обладает своими правилами и нормами. Они регламентируются законодательным процессом. Отличия между всеми существующими нормами зависят не только от государства, а также от их специфичности. Общими признаками является то, что процесс создания законов регламентируется Основным законом и законодательством государства. А вот выполняется он высшими учреждениями государственной власти.

Что такое право правотворческой инициативы

Право правотворческой инициативы – это способ внедрения в законодательный орган законопроектов. Другими словами, это возможность внедрять подготовительные тексты. Этому праву соответствует обязанность законодательного органа вынести на рассмотрении вопрос об утверждении данных проектов. Основной закон страны, ссылаясь на мировой опыт, четко определили список субъектов, которые наделены правом правотворческой инициативы. Только они обладают правом внесения проектов законов на рассмотрение власти. Причина в том, что они прямую связь с решением главных федеральных вопросов.

Изучая данную тему не мало важно знать всё про понятие избирательного права и избирательной системы. Вся информация находится в данной статье. При этом не мало важным будет наличие информации про виды избирательного права. И так как все эти отрасли и законодательство и избирательное право очень тесно взаимосвязаны, то и изучать данные отрасли права необходимо параллельно.

На видео рассказывается о том, что такое право законодательной инициативы:

Если обратиться к праву правотворческой инициативы, то его содержание относительно слуг народа состоит из трех элементов:

  • возможность избранника народа обратиться к аккредитованным органам для защиты своих нарушенных прав;
  • возможность представителя власти требовать от парламента внедрения законопроекта на рассмотрение;
  • возможность избранника народа внедрять в законодательную власть проект.

Что собой представляет избирательное право в объективном смысле, подробно указано в данной статье.

Что собой представляет пассивное избирательное право, подробно указано в данной статье.

Кто имеет право законодательной инициативы? Этим правом в стране наделены конкретные институты власти. Смысл этого права заключается в том, что создается возможность подачи законопроектов на обсуждение, то есть начала процесса нормотворчества.

Данная процедура может состоять из нескольких логических стадий, которые следуют одна за другой. В ходе процесса проект проходит неоднократное рассмотрение различными учреждениями законодательной власти. В результате этого принимается решение относительно того, принят закон или отклонен.

Основной закон страны позволяет применять право правотворческой инициативы следующих представителям власти:

  • Главе страны;
  • Совету федерации;
  • Государственной Думе;
  • членам Правительства;
  • Конституционному Верховному и Высшему Арбитражному Суду.

Основной закон РФ включает две группы лиц права правотворческой инициативы. В состав первой входят лица, у которых право правотворческой инициативы не имеет связи с компетенционными границами. Вторая группа состоит из лиц, которые применяют право правотворческой инициативы только относительно вопросов их управления.

Чтобы проект закона был внедрен в Парламент в порядке правотворческой инициативы, необходимо:

  • предъявить текст законопроекта;
  • дать обоснованность надобности его принятии, которая включает развернутую характеристику проекта закона, его цели и суть;
  • предоставить справки, характеризующие состояние законодательства в определенной отрасли правового регламентирования;
  • список законов и прочих законодательных актов, отмены, изменения, которые потребляются в случае принятия данного закона;
  • предоставить предложения о создании нормопроектов, которые стоит принять для исполнения данного закона;
  • дать финансово-экономическое подтверждение в случае внесения законопроекта, исполнение которого предполагает вспомогательные денежные и прочие затраты.

Те проекты закона, которые были занесены в Основной закон РФ, подвергаются обязательному согласованию представителями власти Российской Федерации. Их отсылает Совет Государственной Думы Правительству для дальнейшего заключения. В свою очередь, члены Правительственной палаты в течение 2 недель с того времени, как был получен законопроект, выполняют заключение в письменном виде, а после отправляют его в Совет Государственной Думы.

В ходе формирования законопроектов можно выделить как положительные, так и отрицательные проявления в нормотворческом процессе. С уверенностью можно обозначить, что выполнение субъектами РФ личного нормотворчества – это яркое выражение тенденции рассредоточения правовой системы РФ.

46. Право законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее: 1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта); 5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

2 + = 9

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map