Земли лесного фонда это

Подборка наиболее важных документов по запросу Земли лесного фонда (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Земли лесного фонда

(ред. от 31.12.2017) Статья 101. Земли лесного фонда

(ред. от 29.12.2017) 2. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Земли лесного фонда

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Земли лесного фонда

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Земли лесного фонда — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности.

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям - относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления:

а) вырубки — площадь, на которой остались пни;

б) земли с не сомкнувшимися лесными культурами — молодой лес, у которого не произошло смыкание крон;

в) гари и погибшие насаждения — сгоревшие и испорченные вредителями деревья;

г) прогалины — пустые участки внутри леса площадью менее 0,5 га;

д) редины — отдельно стоящие насаждения третьего класса возраста и более, имеющие полноту менее 0,3 м.

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Отношения области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации,

В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Гражданский оборот, т.е. купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут за собой отчуждение участков лесного фонда, не допускаются. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам на следующих правах пользования: аренд, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Классификация земель лесного фонда

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями, лесной фонд разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначение которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особоохраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

государственные защитные лесные полосы;

леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;

особо ценные лесные массивы;

леса, имеющие научное или историческое значение;

леса государственных природных заповедников;

леса национальных парков;

леса природных парков;

заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса.

В зависимости от целей оценки в качестве объектов лесного фонда выступают:

древесный запас или заготовка древесины;

ресурсы живицы — сосновой, которая является сырьем для производства скипидара и канифоли пихтовой, которая используется для производства лекарственных препаратов;

ресурсы побочного пользования:

в) заготовка мха,

г) сенокошение, пастьба скота,

д) размещение ульев,

е) заготовка лекарственных трав;

4) второстепенные лесные ресурсы:

в) новогодние елки;

5) ресурсы охотничьего хозяйства;

6) оценка социальных и экологических функций леса;

7) ценка лесных земель.

Методы оценки лесных ресурсов

В мировой практике используется три метода.

Метод сравнения продаж. Собирается информация о продажах лесных участков, и вносятся корректировки на возраст, породный состав и др. В России гражданский оборот лесов запрещен.

Затратный метод. Может использоваться для оценки древесины. Стоимость даров природы — грибов, ягод и т.п., а в целом и оценочную стоимость лесных земель этим методом определить невозможно.

Метод капитализации лесной ренты. В качестве дохода в расчетах используется лесная (земельная) рента. Это избыточный доход лесопользователей, образующийся на относительно лучших по плодородию и местоположению лесных участках.

Статья 101 Земельного кодекса. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

2 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.

Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ не содержит понятия лесного фонда и указания на состав земель лесного фонда.

Основное понятие Лесного кодекса - леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 декабря 1994 г. N 265 "Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России" , все земли лесного фонда делятся на две основные категории: лесные и нелесные.

Российские вести. 1995. N 139.

К нелесным относятся земли, не предназначенные, а также непригодные для выращивания древостоев или кустарников без предварительных мелиораций или рекультивационных работ. Все остальные земли относятся к лесным, т.е. пригодным и предназначенным для лесовыращивания.

Лесные земли разделяются на следующие категории:

несомкнувшиеся лесные культуры ;

Имеются в виду лесные культуры, не сомкнувшиеся своими кронами.

лесные плантации и питомники;

не покрытые лесом.

К покрытым лесом лесным землям относятся:

земли, занятые молодняками древесных пород с полнотой 0,4 и выше, древостоями других групп возраста с полнотой 0,3 и выше;

вырубки, гари и другие естественно возобновляющиеся участки лесных земель, на которых количество и состояние экземпляров естественного возобновления или сохраненного при рубке леса подроста соответствует нормативному или превышает его для перевода в покрытые лесом земли;

участки, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства. Для отнесения таких участков к покрытым лесом землям пользуются региональными нормами степени покрытия участка кустарниковой растительностью.

К питомникам и плантациям относятся земли, отведенные для выращивания лесопосадочного материала, маточные лесосеменные и плантации, предназначенные для получения черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей, прутяных и высокотаннидных ив и других технических культур.

Плантации лесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания древостоев с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для химической переработки, учитываются как лесные культуры с отнесением их по таксационным показателям и состоянию к покрытым лесом землям или к несомкнувшимся лесным культурам.

К естественным рединам относятся древостои с полнотой 0,1 - 0,2, произрастающие в экстремальных физико-географических условиях, где формирование древостоев с большей полнотой невозможно.

К непокрытым лесом лесным землям относятся участки лесных земель, на которых в момент их таксации древесно-кустарниковая растительность отсутствует, которые по общему показателю полноты, сомкнутости или по количеству экземпляров древесных растений не позволяют отнести эти участки к покрытым лесом землям.

Также выделяются следующие категории не покрытых лесом земель:

гари - участки, на которых древесная растительность погибла в результате пожара;

участки погибших насаждений - древостои, усохшие на корню или полностью прекратившие вегетацию в результате массового повреждения их энтомо- или фитовредителями, стихийного воздействия (ветровала, бурелома, снеголома), выбросов в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями и других природных или антропогенных воздействий;

вырубки - участки, на которых древостой полностью вырублен в порядке главного пользования лесом или в результате сплошных санитарных рубок, а естественное возобновление либо отсутствует, либо количество и состояние его не соответствует нормативу перевода участка в покрытые лесом земли. К этой же категории относятся лесосеки, отведенные и переданные по лесорубочным билетам в сплошную рубку на год проведения полевых лесоустроительных работ;

прогалины и пустыри. К прогалинам относятся мелкие невозобновившиеся участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоя вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера. К пустырям относят значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение прошедшего ревизионного периода.

Значительные по площади гари и погибшие насаждения могут разделяться на отдельные выделы по отсутствию или наличию на них мертвого или сырорастущего леса, по величине запаса и товарности пригодного для промышленной заготовки древесины, а также по разнице в типах лесорастительных условий, определяющих характер и успешность лесовосстановления на них.

Участки с наличием деревьев в возрасте молодняка или отдельных куртин их с общей полнотой или сомкнутостью 0,3 и менее относят к той категории не покрытой лесом земли, на которой они возникли, или соответственно к гари или погибшему насаждению, если они представляют собой остатки погибшего или сгоревшего молодняка.

Все земли лесного фонда, а также иные земли, на которых расположены леса, делятся на лесные участки.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с материалами лесоустройства и данными кадастрового учета.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Вопрос об объекте права собственности на леса является еще одной проблемой. В настоящее время ст. 8 Лесного кодекса установлено только право собственности на лесные участки, которыми в соответствии со ст. 7 Кодекса являются земельные участки (надо полагать, имеются в виду участки, занятые лесами или предназначенные для этого). Отдельно законодательством не устанавливается собственность на леса, хотя такое понятие широко используется в Лесном кодексе.

В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. В свою очередь, упоминавшаяся ст. 8 Лесного кодекса делит земли лесного фонда на лесные участки, наличие на которых лесов, как показывает практика, не является обязательным.

Разграничение собственности на леса и земли, занятые лесами и нелесной растительностью, до настоящего времени не проведено. В федеральной собственности находятся земли лесного фонда (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" ) и лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Поскольку земельное законодательство прямо не решает данный вопрос, видимо, необходимо руководствоваться ст. 27 Земельного кодекса. Данная статья устанавливает перечень земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, которые, следовательно, не могут находиться в частной собственности.

СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

В остальных случаях право собственности на лесные участки, по нашему мнению, следует определять, исходя из общих начал земельного законодательства и принципа разграничения собственности на землю.

Решение вопроса о точном определении объекта права собственности (леса, земли лесного фонда, лесные участки) и разграничения лесной собственности позволит реализовать заложенный в лесном законодательстве механизм закрепления прав собственности на леса и иную растительность. Например, в соответствии со ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется также на находящиеся на нем растения. Однако ни гражданское, ни земельное, ни лесное законодательство понятия "растение" не содержит. Поэтому и вопрос о собственности на такие растения остается открытым.

В соответствии со ст. 20 Лесного кодекса право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации.

Такое право возникает в тех случаях, когда на землях лесного фонда производятся работы по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Помимо права собственности лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться лесопользователям и на иных правах.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" .

СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

Иные случаи перевода земель лесного фонда в земли других категорий предусмотрены названным Федеральным законом.

В частности, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Одной из новелл Лесного кодекса является то, что многие виды деятельности могут осуществляться на землях лесного фонда без перевода их в земли иных категорий. Такие случаи предусматриваются в ст. 21 Лесного кодекса.

Не требуют перевода земель строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, если данные работы ведутся для следующего:

1) осуществление работ по геологическому изучению недр;

2) разработка месторождений полезных ископаемых;

3) использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

4) использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

5) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

6) осуществление рекреационной деятельности;

7) осуществление религиозной деятельности.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" .

СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.

Одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), является создание лесных плантаций и их эксплуатация.

К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.

Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с лесным законодательством, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством.

На землях лесного фонда обязательно проводится лесоустройство.

Государственная инвентаризация лесов осуществляется в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами.

Лесное законодательство предусматривает обязательный кадастровый учет лесных участков. Однако с учетом того, что ранее (до введения в действие Лесного кодекса 2006 г.) кадастровый учет земель лесного фонда практически не проводился, Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 г. разрешил предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 г., признается юридически действительным.

В случае если до 1 января 2010 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" .

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Любые сделки, совершаемые с лесными участками, подлежат государственной регистрации.

Это подтверждается также сложившейся судебной практикой. В качестве примера может быть приведено Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. N Ф04-1647/2008(1906-А45-31) .

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с заявлением к территориальному управлению Федеральной регистрационной службы о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об обязании Управления произвести государственную регистрацию сделки - договора аренды участка лесного фонда с учетом дополнительного соглашения.

В кассационной жалобе Управление, полагая, что судебный акт является незаконным и необоснованным и что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению к данным правоотношениям, просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя жалобы, поскольку Общество не привело представленный на регистрацию договор аренды участка лесного фонда в соответствие с действующим законодательством, в государственной регистрации было отказано правомерно; выводы суда о том, что на момент подачи документов для государственной регистрации договора аренды он соответствовал действующему законодательству, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку документы были поданы после вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, признавшего утратившим силу частично Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, в том числе положения о договоре аренды участка лесного фонда.

Управление, сославшись на абз. 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отказало Обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, мотивируя это тем, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав, и в соответствии с указанным Федеральным законом документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклонила доводы кассационной жалобы.

При этом кассационный суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в ст. 20 указанного Федерального закона.

Отказывая Обществу в государственной регистрации, регистрирующий орган, ссылаясь на Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которому из понятия недвижимого имущества исключены такие понятия, как "леса и многолетние насаждения", исходил из того, что договор аренды участка лесного фонда не может быть зарегистрирован, так как участок лесного фонда не является объектом недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации.

Однако этот довод заявителя жалобы о том, что с 1 января 2007 г. договоры аренды лесных участков не подлежат государственной регистрации, не мог быть принят судом, поскольку из содержания указанного Закона усматривается, что сделки с лесными участками подлежат государственной регистрации (ст. 4.3 названного Закона). Кроме того, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса лесной участок является земельным участком, государственную регистрацию сделок с которым вновь принятый закон не отменяет.

Поэтому судом был сделан правомерный и обоснованный вывод, что договоры о передаче лесных участков в пользование (в частности, договоры аренды) подлежат обязательной государственной регистрации, и обоснованно признал незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

+ 55 = 65

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map