Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.

Please try again later.

If you are the system administrator of this resource then you should check the error log for details.

Содержание

Конфликт интересов на государственной гражданской службе: изменения правового регулирования (Колобова С.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Система государственной службы согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" [10] включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов. Закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право на свободное распоряжение своими способностями к труду может быть реализовано путем не только заключения трудового договора, но и прохождения гражданской службы, службы в правоохранительных органах, поступления на военную службу [2, с. 51].

Одним из частных проявлений коррупции является конфликт интересов на государственной службе, проблемы правопонимания которого волнуют не только ученых, но и правоприменителей. Для реализации механизма правового регулирования вопросов борьбы с коррупционными проявлениями необходимо определить основные термины, понятийный аппарат.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) [7] среди основных обязанностей гражданского служащего указывает обязанность сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Закон N 79-ФЗ неоднократно редактировался и дополнялся. Хотелось бы остановиться более подробно на некоторых изменениях, внесенных Федеральным законом от 05.10.2015 N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" (далее - Закон N 285-ФЗ) [6], по вопросам урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.

Содержащиеся в ст. 19 Закона N 79-ФЗ в первоначальной редакции определения понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" законодателем были несколько изменены. Теперь Закон N 79-ФЗ не содержит таких определений, а части 1 и 2 ст. 19 указывают, что для целей Закона N 79-ФЗ используются понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", установленные частями 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) [9]. В настоящее время под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Проводя сравнение предыдущей и действующей редакции ст. 19 Закона N 79-ФЗ, обратим внимание на то обстоятельство, что законодателем уточнены разновидности личной заинтересованности, о чем свидетельствует указание в скобках слов "прямая или косвенная". Сделано это было с целью исключения каких-либо неверных толкований на практике. В данном случае речь может идти не только о непосредственном получении служащим дохода в настоящее время, но и о создании условий для получения им возможного дохода в будущем.

Рассматривая антикоррупционное поведение государственных служащих, можно констатировать, что госслужащие нередко попадают в ситуацию, характеризующуюся конфликтом интересов, помимо своей воли, не совершая при этом никаких противоправных действий [3, с. 42].

В новом определении наряду с характеристикой объективного исполнения должностных обязанностей также указаны "надлежащее и беспристрастное" исполнение обязанностей (осуществление полномочий). Заметим, что перечень обязанностей гражданского служащего является открытым и может быть конкретизирован должностным регламентом госслужащего.

Законом N 285-ФЗ было уточнено понятие "личная заинтересованность". Личная заинтересованность - это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) госслужащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми госслужащий и (или) лица, стоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. В литературе высказано мнение о том, что определение личной заинтересованности наконец "доросло" до европейских стандартов антикоррупционного законодательства [11, с. 23].

Известно, что эффективность государственного управления обеспечивает высококвалифицированный кадровый состав государственной службы. Безусловно, такие изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства и будут способствовать устранению проблем правопонимания. Обратим внимание на тот факт, что определение понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" из Закона N 273-ФЗ признаны универсальными и распространяются на работников государственных корпораций и государственных компаний, особенности регулирования труда которых предусмотрены ст. 349.1 Трудового кодекса РФ.

В научной литературе высказано мнение, что не следует трактовать институт конфликта интересов исключительно как противодействие коррупции, ибо он связан с конфликтом не только публичного, но и частного интереса [1, с. 16].

В практической деятельности возникают определенные сложности в установлении факта наличия конфликта интересов. В этой связи кроме указанных ранее федеральных законов, на наш взгляд, необходимо изучить типовые условия возникновения конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации, которые рассмотрело Министерство труда и социальной защиты РФ в 2012 году [5], подготовив комментированный обзор таких ситуаций. Вот наиболее явные из них:

1) нарушение запретов, установленных Законом N 79-ФЗ (к примеру, использование какой-либо служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий от иностранных государств и др.);

2) выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников или иных лиц (друзей государственного служащего и друзей его родственников), с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (заметим, что законодательство не относит к иным лицам друзей государственного служащего и друзей его родственников);

3) получение подарков и услуг;

4) владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

5) выполнение иной оплачиваемой работы;

6) судебные разбирательства и имущественные обязательства;

7) трудоустройство после прекращения служебного контракта и увольнения с государственной службы; взаимодействие с бывшими работодателями.

Разберем ситуацию, когда гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой госслужащий осуществляет отдельные функции государственного управления. Определим, какие меры предотвращения и урегулирования могут быть в такой ситуации.

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Законодательством предусмотрен уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу, который не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу. Вместе с тем в случае возникновения у госслужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, госслужащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и своего непосредственного начальника, причем обязательно в письменной форме.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

Если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, то госслужащему также следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Минтруд России, комментируя названную выше ситуацию, указывает на ч. 2 ст. 14 Закона N 79-ФЗ, согласно которой гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом условия, при которых гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, являются типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Законом N 79-ФЗ установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей какое-либо вознаграждение от физических и юридических лиц. Вместе с тем представители проверяемой организации могут попытаться подарить государственному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например в связи с днем рождения. Подарок в такой ситуации не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей, и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит госслужащего в ситуацию конфликта интересов. Ведь полученная выгода может негативно повлиять на исполнение госслужащим должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и тем самым нанести ущерб не только репутации государственного органа, но и государственной службе в целом.

Заметим, что действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ (бесплатных услуг, скидок, ссуд, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) родственниками госслужащих. Но несмотря на это следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и, конечно же, повлиять на действия и решения госслужащего. В этой связи в числе мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов можно назвать следующие.

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарков от организаций, в отношении которых госслужащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении госслужащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении госслужащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то госслужащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками госслужащего подарков от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется: указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов; предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость; до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Таким образом, предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе может проявляться в изменении служебного (должностного) положения госслужащего - стороны конфликта интересов, в его отстранении от исполнения служебных (должностных) обязанностей, в его отказе от той выгоды, которая является причиной возникновения конфликта интересов. Если гражданский служащий не принимает соответствующих мер для предотвращения или урегулирования конфликта интересов, то законодательство допускает его увольнение с гражданской службы. Такое бездействие гражданского служащего является правонарушением согласно ч. 3.2 ст. 19 Закона N 79-ФЗ.

Кроме нарушений основных прав и обязанностей гражданского служащего и несоблюдения ограничений, связанных с гражданской службой, среди типичных коррупционных нарушений можно выделить следующие: непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; формирование конкурсных комиссий с нарушением установленных требований, непроведение либо нарушение условий проведения конкурса при поступлении на службу (замещении должности); несоблюдение квалификационных требований к должностям гражданской службы; отступление от требований к служебному поведению гражданского служащего; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; принятие нормативных правовых актов, противоречащих федеральному или региональному законодательству; нарушение правил урегулирования конфликта интересов на гражданской службе [4, с. 10].

Основываясь на положениях ст. 19 Закона N 79-ФЗ, проблема конфликта интересов на гражданской службе должна разрешаться с участием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Именно в целях соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов правовым актом государственного органа создается комиссия по урегулированию конфликта интересов. Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 [8] утверждено соответствующее Положение о таких комиссиях.

Нельзя не согласиться с Т.В. Казиной в том, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов в системе государственной службы является профилактикой коррупционных правонарушений, а также одним из направлений борьбы с коррупционными проявлениями в сфере государственного управления [1, с. 15].

1. Казина Т.В. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 9. С. 15, 16.

2. Колобова С.В. Некоторые вопросы правового регулирования служебных отношений // Гражданин и право. 2013. N 2. С. 51.

3. Комахин Б.Н. Стратегия антикоррупционного поведения государственных служащих: административно-правовая характеристика // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 42.

4. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств // Полицейская деятельность. 2011. N 1. С. 10.

5. Письмо Минтруда России от 15.10.2012 "Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования" // СПС "КонсультантПлюс".

6. Федер. закон от 05.10.2015 N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" // СПС "КонсультантПлюс".

7. Федер. закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

8. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (ред. от 22.12.2015)) // СПС "КонсультантПлюс".

9. Федер. закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 15.02.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

10. Федер. закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".

11. Шалаев А.В. Личная заинтересованность и конфликт интересов: обзор изменений правового регулирования // Делопроизводство и кадры. 2015. N 10. С. 23.

1. Kazina T.V. Konflikt interesov v sisteme gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2015. N 9. S. 15, 16.

2. Kolobova S.V. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovanija sluzhebnyh otnoshenij // Grazhdanin i pravo. 2013. N 2. S. 51.

3. Komahin B.N. Strategija antikorrupcionnogo povedenija gosudarstvennyh sluzhashhih: administrativno-pravovaja harakteristika // Administrativnoe pravo i process. 2014. N 1. S. 42.

4. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativno-pravovoe protivodejstvie korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby i v dejatel'nosti sotrudnikov policii Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh gosudarstv // Policejskaja dejatel'nost'. 2011. N 1. S. 10.

5. Obzor tipovyh situacij konflikta interesov na gosudarstvennoj sluzhbe Rossijskoj Federacii i porjadka ih uregulirovanija: informacija Mintruda Rossii ot 19.10.2012 // SPS "Konsul'tantPljus".

6. Feder. zakon ot 05.10.2015 N 285-FZ "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ustanovlenija objazannosti lic, zameshhajushhih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lic soobshhat' o vozniknovenii lichnoj zainteresovannosti, kotoraja privodit ili mozhet privesti k konfliktu interesov, i prinimat' mery po predotvrashheniju ili uregulirovaniju konflikta interesov" // SPS "Konsul'tantPljus".

7. Feder. zakon ot 27.07.2004 N 79-FZ "O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii" (red. ot 30.12.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2004. N 31. St. 3215.

8. Polozhenie (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 01.07.2010 N 821 "O komissijah po sobljudeniju trebovanij k sluzhebnomu povedeniju federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashhih i uregulirovaniju konflikta interesov" (red. ot 22.12.2015)) // SPS "Konsul'tantPljus".

9. Feder. zakon ot 25.12.2008 N 273-FZ "O protivodejstvii korrupcii" (red. ot 15.02.2016) // SPS "Konsul'tantPljus".

10. Feder. zakon ot 27.05.2003 N 58-FZ "O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii" (red. ot 13.07.2015) // SPS "Konsul'tantPljus".

Конфликты интересов на государственной службе - это. Урегулирование конфликта интересов на государственной службе

Конфликты интересов на государственной службе – это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства. Конфликт интересов на государственной гражданской службе также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Понятие личной заинтересованности

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на государственной службе. Примеры личной заинтересованности – это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство. Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков

Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы. Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов. Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает. Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

Конфликты интересов, которые связаны с разбирательствами судебного характера и имущественными обязательствами

При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством

Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме.

Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов

В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:

  • Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
  • Разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию.

Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.

Конфликты интересов на государственной службе – это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

19 − 16 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map