Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются гл. 11 Налогового кодекса РФ (ст. 72 Налогового кодекса РФ).

Залог имущества. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества (ст. 73 Налогового кодекса РФ).

Поручительство. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченные им суммы, а также проценты по этим суммам и возмещение убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика (ст. 74 Налогового кодекса РФ).

Пеней признается установленная ст. 75 Налогового кодекса РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 Налогового кодекса РФ (ст. 76 Налогового кодекса РФ).

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (ст. 77 Налогового кодекса РФ).

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по его уплате. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок предусматривается взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке (ст. 46 НК), а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли им известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке;
  • наложением ареста на имущество налогоплательщика.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога (сбора) и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. Отличает этот способ то, что при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо и по одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в рассмотренном выше порядке. Принудительное взыскание пеней с организаций и ИП производится в бесспорном порядке, а с физических лиц, не являющихся ИП, — в судебном порядке.

В судебном порядке взыскание налога и пени с организаций и ИП производится:

  • когда у организации открыт лицевой счет в Федеральном казначействе;
  • в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними), с соответствующих основных обществ в случаях, когда на счет последних поступает выручка за реализуемые товары(работы, услуги) зависимых обществ;
  • в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими), с соответствующих зависимых обществ в случаях, когда на счет последних поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ;
  • с организации или ИП, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует (первая и вторая очереди) исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест может быть применен только в отношении налогоплательщика-организации.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов 2

1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов.

2. Форма налогового контроля – выездная налоговая проверка.

4. Список используемой литературы.

1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, порядок и условия их применения.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

- приостановлением операций по счетам в банке,

- наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Установленный ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации перечень, состоящий из пяти способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, является исчерпывающим. Применение этих способов необходимо с целью предотвращения либо уменьшения размера негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов и сборов.

Предусмотренные Налоговым кодексом способы исполнения налоговых обязательств по особенностям правового регулирования и основаниям их применения условно можно разделить на две группы, в первую из которых входят залог и поручительство (статьи 73-74 НК РФ), а во вторую - пеня, приостановление операций в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика (статьи 75-77 НК РФ).

Согласно ст.61 Налогового кодекса Российской Федерации изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Таким образом, основанием применения залога и поручительства как мер обеспечения налогового обязательства является не факт нарушения налогоплательщиком налогового законодательства, а предоставление ему уполномоченными органами отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

В случаях, когда обязанность по уплате налогов или сборов безосновательно не была исполнена в установленные сроки, применяются такие способы обеспечения исполнения обязательств как пени, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Названные способы применяются на основании постановления налогового органа. Во избежание применения этих мер необходимо уплачивать налоги и сборы в строгом соответствии с налоговым законодательством.

2. Форма налогового контроля – выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка - это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Исключением согласно статье 89 НК РФ является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. В такой ситуации проверка может проводиться по месту нахождения налоговой инспекции.

В новой редакции статьи 89 НК РФ определены и все существенные сведения, которые должны быть отражены в решении о проведении проверки. Сегодня соответствующие требования к решению установлены на подзаконном уровне и содержатся в Порядке назначения выездных налоговых проверок, утвержденном приказом МНС России от 08.10.99 № АП-3-16/318. В этом же документе приведена и применяемая сейчас форма решения о проведении выездной налоговой проверки.

Четко определено и территориальное вынесение решений о проведении проверки. Согласно общему правилу такое решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о выездной проверке в отношении крупнейшего налогоплательщика выносит налоговая инспекция, в которой он состоит на учете.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала (или представительства) проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Сроки проведения проверки остаются без изменений. Можно проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Наиболее важным изменением является регламентация сроков проведения выездных налоговых проверок. Исключается механизм исчисления сроков проверки в зависимости от фактического времени пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Согласно новой редакции статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки будут разработаны ФНС России. Срок самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств не должен превышать одного месяца.

Срок проведения выездной проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о назначении проверки. Дата окончания проверки - день составления справки о проведенной проверке.

С 2007 года вводится ограничение на количество проводимых проверок. В отношении одного налогоплательщика нельзя будет проводить более двух выездных налоговых проверок в календарном году. Исключением является случай, когда решение о проведении проверки принято руководителем ФНС России. При этом количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов и представительств организации при расчете указанного ограничения не участвует.

Аналогичное ограничение предусмотрено для филиалов и представительств. Более двух выездных налоговых проверок одного филиала или представительства в календарном году не допускается.

Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания проведения проверки. То есть по датам вынесения решения о проведении проверки и справки о проведенной проверке соответственно. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

Также статья 89 НК РФ предоставляет налоговым органам право на приостановление выездной проверки. Общий срок приостановления такой проверки не может превышать шести месяцев. Однако он может быть увеличен на три месяца в том случае, если не получен ответ на запрос от иностранных государственных органов.

При приостановлении выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налоговой инспекции по истребованию документов у налогоплательщика и налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, запрошенные при проверке (кроме документов, полученных в ходе проведения выемки).

Данный правовой механизм может быть использован в случаях:

- истребования документов от контрагентов или иных лиц;

- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Действующая сегодня редакция статьи 89 НК РФ не содержит норм, регламентирующих порядок приостановления налоговым органом выездной проверки. Однако правомерность использования этой процедуры была подтверждена постановлением Конституционного суда РФ от 16.07.2004 № 14-П.Несколько слов о повторных проверках. Под ними понимаются выездные проверки, осуществляемые независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

56 + = 62

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map